Цены Контакты Консультации по ТИМ Форум

Живописные сюжеты, написанные на рубероидных "холстах" (кстати, Рудьев открыл и новый метод живописи: пишет он не красками, а растворителем вроде скипидара: тот растворяет битумную смолу, которой пропитан рубероид, и оставляет на нем светлые штрихи)

9 Сентября 2008

Кровельный материал как вместилище смыслов

Небольшая персональная экспозиция "Знаки моего могущества", открывшаяся в AL-галерее (новое название галереи "Альбом" на Васильевском), именно такова. Выставку составляют полдюжины крупных картин плюс один большой объект -- и хотя живопись Рудьева, как обычно, изящно-расслабленная, в рукаве у художника есть более мощный козырь: это материал, положенный в основу выставки. Все картины Рудьева написаны не на холсте, а на рубероиде.

Да-да, том самом дешевом сером рубероиде, который рулонами тащат к себе по весне дачники. И объект -- здоровенный "торт", украшенный завитушками из неоновых ламп, -- сделан из рубероида же.


       Бросовый на первый взгляд утеплитель на деле оказывается почти бездонным вместилищем смыслов -- и смыслов как очень острых, так и глубокофилософских и общечеловеческих. Настолько, что живопись в сравнении с идейным богатством самого материала становится чем-то второстепенным -- и это тоже прекрасно укладывается в концепцию художника. Рубероид -- грубый волокнистый материал, пропитанный битумом -- ближайшим родственником нефти, -- у Рудьева выступает олицетворением самой Земли, почвы, ее геологической мощи. Рубероид на эту роль действительно хорошо подходит: его шершавая фактура и серо-бурый "земляной" цвет одновременно пугают своей "некультурностью" и притягивают: рубероидные работы Рудьева в галерее так и хочется потрогать. Художнику удается раскрыть в пропитанном смолой волокне бездну эротики: жесткая волосатая поверхность рубероида одновременно и отталкивает своей грубостью, и притягивает -- ведь такой опыт тоже редкая удача в наш глянцевый, гладкий и блестящий пластмассовый век.
       Живописные сюжеты, написанные на рубероидных "холстах" (кстати, Рудьев открыл и новый метод живописи: пишет он не красками, а растворителем вроде скипидара: тот растворяет битумную смолу, которой пропитан рубероид, и оставляет на нем светлые штрихи), проигрывают нутряной мощи материала -- но это так и задумано. Объект, выставленный во втором зале галереи, продолжает и осмысливает этот проигрыш. Рудьев построил из того же рубероида нечто вроде большого, выше человеческого роста, свадебного торта. Снаружи "торт" выкрашен веселенькой красочкой и даже украшен, как кремом, разноцветными неоновыми лампами, согнутыми в форме розочек. Однако из "торта" вырезан треугольный кусок -- и там, где по символическому кондитерскому великолепию прошелся воображаемый нож, открываются пугающие внутренности "тортика": все тот же бурый, грубый волокнистый рубероид, положенный слоями, напоминающими разрез земной коры. Главная идея выставки проста и наглядна: наши культура, искусство, отношения между собой цивилизованных людей, которые живописует на своих картинах Рудьев (его черно-белые персонажи целуются, понтуются, философствуют, ищут друг друга) -- лишь тончайший декоративный верхний слой над глубинами грубой, животной сути. Все наши духовные и материальные богатства и ценности -- лишь несерьезные украшения, кремовые финтифлюшки, под которыми прячутся несравнимо более могущественные желания и инстинкты. Они и правят нами, и роднят нас с природой и с самой землей. И хотя все эти нехитрые мысли давно понятны, пока еще никому не приходило в голову выразить их в такой неожиданной и изящной метафоре -- в виде рубероидного "тортика".
Анна Матвеева

фото: Никита Инфантьев

Обсудить статью на форуме потребителей теплоизоляции: http://tutteplo.ru/forum/viewtopic.php?p=2123#2123

 
 

Rambler's Top100