Говоря о начале нового строительного сезона, глава "Пеноплэкса" отметил, что весной предполагается повысить цены на выпускаемую продукцию примерно на 30%.
Читайте интервью с Генеральным директором Пеноплэкса:
"Те, кто прошел кризис 2008-го, готовы к нынешнему" Гендиректор «Пеноплэкса» — о строительном спросе и выходе на экспортные рынки
Строительный рынок тяжело переживает кризисы: объекты замораживаются, стройки не начинаются. В свою очередь производители полимерных утеплителей полностью зависят от строительного спроса. Гендиректор "Пеноплэкса" Григорий Протосеня рассказал корреспонденту "Денег" Ивану Сергееву, почему в трудные времена его компания собирается повышать цены и выходить на экспортные рынки.
Вы уже почувствовали падение спроса?
– Строительный рынок отличается инерционностью, ведь объекты, которые уже заложены, так или иначе должны быть завершены. Спад довольно быстро приходит на рынок готового жилья – там продажи снижаются. А вот стройматериалы продолжают продаваться – сказывается инерционность. В предыдущий кризис мы реально почувствовали проблемы со сбытом только к концу 2009 года. С появлением проблем в экономике мало кто начинает возводить новые объекты. Это сказывается на продажах, когда кризис уже завершается. Мы ожидаем падения спроса в конце 2015-го – середине 2016-го.
Придется ли в связи с этим сокращать производство?
– Таких планов пока нет. Более того, в следующем году мы запускаем еще одну производственную линию в Новомосковске. Это будет самая мощная линия в России, производительность – 2 тыс. кг в час. Сейчас не самый удачный момент для расширения производства, но отказываться от планов – себе дороже. В первой половине 2014 года у нас уже были подписаны контракты на поставку оборудования, поэтому мы решили завершить этот проект. У нас был проект строительства с нуля еще одной площадки в Поволжье, но его мы заморозили.
Оборудование ваших заводов импортного производства? Не было проблем с поставками из-за санкций?
– На 90% все оборудование иностранного производства – в основном немецкое. С поставками и с обслуживанием проблем нет. Но стоимость повысилась из-за скачка курса валют. Больших проблем это не создаст, мы пройдем сложный период за счет собственных ресурсов. Для большинства российских компаний кризис 2008-2009 годов был неожиданностью. Но те, кто его прошел, уже готовы к нынешнему и ведут себя сдержаннее. Сегодня на рынке меньше паники и непродуманных действий. Все понимают, что будет спад, и готовятся. Рынок будет схлопываться для всех, но в первую очередь пострадают маленькие компании, которые не представлены в розничных сетях. Мы подошли к кризису в устойчивом состоянии. За последние четыре года динамика сумасшедшая: мы нарастили производство на 100%. Хотя, по сути, мы отыграли потери после провала в предыдущий кризис.
Насколько цены на вашу готовую продукцию зависят от курса валюты?
– Повысились издержки на закупку и обслуживание оборудования. Также мы зависим от цен на сырье. Оно практически полностью российского производства. Но от этого не легче, ведь у поставщиков есть выбор: продавать свою продукцию в России или идти на экспорт. Сырьевые поставки привязаны к мировым котировкам, несмотря на то что поставщики – российские. Поэтому и здесь цены повысились пропорционально курсу валют. Но мы пока не повышали цены на готовую продукцию. Виноват сезонный фактор, ведь зимой производится меньше работ по теплоизоляции. Кроме того, на складах заготовлено большое количество товаров. Мы планируем поднимать цены примерно на 30% весной, когда спрос будет восстанавливаться.
В розничной торговле есть повышенный спрос, например, на бытовую технику: люди тратят деньги, пока все не подорожало. Вы на вашем рынке такой эффект наблюдаете?
– Наш рынок разделен примерно пополам между частным, малоэтажным строительством и промышленным строительством. В частном секторе мы такого подъема не видим. Теплоизоляцию покупают в тот момент, когда принято решение о строительстве, а сейчас не время для этого. Вообще, частное строительство обычно быстрее реагирует на кризис – сокращает объемы, но и восстановится оно быстрее. Зато повышенный спрос мы почувствовали со стороны промышленного и гражданского строительства. Они хотят как можно быстрее закончить объекты, чтобы начать их реализацию.
А положительные эффекты этого кризиса вы предвидите? Импортозамещение, например?
– Иностранных конкурентов у нас на российском рынке не было, так что замещать никого не придется. Единственный плюс – из-за слабого рубля появилась возможность выходить на экспорт. В частности, это ближайшие скандинавские страны – Финляндия, Норвегия. Или, например, Монголия. Но это небольшие объемы – они не смогут компенсировать спада, когда упадет российский рынок. В той же Финляндии гораздо меньше объемы строительства, чем в России. В год мы производим около 2,5 млн кубометров теплоизоляции, а поставки на экспорт оцениваем в 20-30 тыс. кубометров.
Если всерьез выходить за рубеж, нужно строить там завод. Все дело в логистике. Доставка теплоизоляции стоит довольно дорого по отношению к ее себестоимости. Есть смысл возить эту продукцию в радиусе не более 2 тыс. км от завода. Наш завод в Киришах (Ленинградская область) примерно в 300-400 км от границы с Финляндией, это позволяет нам возить товар в приграничные районы. Пока в нашей стратегии нет планов строить там завод. У нас есть завод в Казахстане, и этот выбор вполне понятен. Много общего: язык, похожие стандарты в строительстве. Плюс там хорошая политика для инвестирования.